тематический сайт посвященный практическому применению уголовного законодательства Украины

Статья 199 УК Украины изготовление, хранение и сбыт поддельных денег

статья 199 УК Украины и комментарий



ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

Статья 199. Изготовление, хранение, приобретение, перевоз, пересылка, ввоз в Украину с целью сбыта или сбыт поддельных денег, государственных ценных бумаг или билетов государственной лотереи

 

1. Изготовление, хранение, приобретение, перевоз, пересылка, ввоз в Украину с целью сбыта, а также сбыт поддельной национальной валюты Украины в виде банкнот или металлической монеты иностранной валюты, государственных ценных бумаг ли билетов государственной лотереи -

 

караются лишением свободы на срок от трех до семи лет.

 

2. Те же действия, совершенные повторно, или по предварительному сговору группой лиц в ли большом размере, -

 

караются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

 

3. Действия, предусмотренные частями первой или второй этой статьи, совершенны организованной группой в ли особенно большом размере, -

 

караются лишением свободы на срок от восьми до двенадцати лет с конфискацией имущества.

 

Примечание. Действия, предусмотренные этой статьей, считаются совершенными в большом размере, если сумма подделки в двести и больше раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан; в особенно большом размере - если сумма подделки в четыреста и больше раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан.

 

 Комментарий к ст. 199 УК Украины

1. Основным объектом этого преступления является установленный законом порядок формирования и функционирования денежной системы Украины как части экономической системы нашего государства. Его дополнительным факультативным объектом могут выступать отношения собственности.

Некоторые разновидности комментируемого преступления имеют транснациональный характер. Уголовное преследование за фальшивомонетничество (в частности, за действия по изготовлению или изменения денежных знаков; сбыт поддельных денежных знаков; действия, направленные на ввоз в страну или получения или приобретения для себя поддельных денежных знаков, изготовление, получение или покупку орудий или других предметов, предназначенных для изготовления поддельных денежных знаков или для изменения денежных знаков) независимо от национальной принадлежности поддельных денежных знаков и страны, в которой совершено соответствующий преступление, предусмотренное международно-правовыми договорами, участницей которых (как правопреемница СССР) является Украина. Поэтому лицо, виновное в изготовлении, приобретении с целью сбыта и сбыте поддельных денег в случае привлечения его к уголовной ответственности в Украине будет нести ответственность по ст. 199 независимо от места совершения указанных деяний (они могут быть совершены и за пределами Украины) и от того, является ли она гражданином Украины и или проживает постоянно на его территории.

2. Предметом преступления являются: 1) национальная валюта Украины, 3) иностранная валюта, 3) государственные ценные бумаги; 4) билеты лотереи.

Понятием "национальная валюта Украины" в ст. 199 охватываются денежные знаки Украины в виде выпущенных Национальным банком Украины бумажных денежных знаков (банкнот) и металлической монеты, находящиеся в обращении и являются законным платежным средством на территории Украины. Денежными знаками, которые в настоящее время находятся в наличном обращении в Украине, являются банкноты номинальной стоимостью 1, 2, 5, 10, 20, 50, 100, 200 и 500 гривен и монеты номинальной стоимостью 1, 2, 5, 10, 25, 50 копеек и 1 гривна, а также памятные и юбилейные монеты различной номинальной стоимости.

Под понятием "иностранная валюта" в данной статье понимаются иностранные денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, металлической монеты, находящиеся в обращении и являются законным платежным средством на территории соответствующего иностранного государства.

Предметом данного преступления считаются также денежные знаки Украины или иностранного государства, которые изъяты или изымаются из обращения, но подлежащие обмену на те денежные знаки, находящиеся в обращении.

Государственными ценными бумагами являются бумаги, выпускаемые и обеспечиваются государством - государственные облигации Украины (облигации внутренних государственных ссуд Украины, облигации внешних государственных займов Украины, целевые облигации внутренних государственных займов Украины), казначейские обязательства Украины, облигации местных займов (как внутренних, так и внешних), приватизационные бумаги, в некоторых случаях - векселя. Об общем понятии ценных бумаг см. комментарий к ст. 223.

В настоящее время в обращении на территории Украины находятся, в частности, такие виды государственных ценных бумаг, как краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные облигации внутренних государственных займов Украины, которые ежегодно выпускаются Министерством финансов Украины в бездокументарной форме, процентные облигации внутреннего государственного займа 2000 года, выпущенные в 2004 году облигации внутреннего государственного займа для погашения просроченной бюджетной задолженности по НДС со сроком обращения пять лет.

Облигации местных займов могут выпускаться Верховным Советом Автономной Республики Крым, городскими советами в соответствии с принятыми ими решений. Погашение этих облигаций должно осуществляться за счет средств и имущества, являющегося коммунальной собственностью и находятся в распоряжении советов, которые их выпустили. Государственный бюджет Украины не отвечает по обязательствам, возникающим из облигаций местных займов. Но поскольку органы местного самоуправления в соответствии с Конституцией Украины являются органами, через которые народ осуществляет свою суверенную власть, то при рассмотрении и решении вопросов уголовно-правового характера они должны рассматриваться как децентрализованные элементы государства. Учитывая это облигации местных займов, выпускаемых этими органами, также следует относить к государственным ценным бумагам.

Под билетами государственных лотерей следует понимать документы, предоставляющие лицу, их приобрела, право на участие в лотерее, которым законодательством предоставляется статус государственных лотерей, и бесплатное получение приза (выигрыша) при признании данного лица победителем лотереи. При этом под лотереей понимается розыгрыш путем действий, полностью или частично основанных на случае, денег, иного имущества или имущественных прав между лицами, которые приобрели право на участие в этом розыгрыше.

Лотерейные билеты, которые не являются билетами государственных лотерей, не могут признаваться предметом данного преступления. Подделка таких билетов с целью сбыта или с целью получения по ним незаконного выигрыша следует квалифицировать как приготовление к мошенничеству, а сбыт такого поддельного лотерейного билета, на который выпал выигрыш или получения по нему выигрыша - как законченный состав этого преступления (ст. 190).

Компенсационные сертификаты, выдаваемые гражданам в целях компенсации обесцененных сбережений, по своим признакам имеют сходство с государственными ценными бумагами, однако законом они не отнесены к ценным бумагам, а потому не является предметом преступления, предусмотренного ст.199.

Не подпадает под признаки ст. 199 изготовления поддельных выписок со счета в ценных бумагах, хранитель обязан предоставлять владельцу ценных бумаг, или другие указанные в тексте статьи действия с этими предметами. Выписки со счета в ценных бумагах является подтверждением права собственности на соответствующие ценные бумаги, однако по закону они не являются ценными бумагами. Поэтому даже если у поддельной выписке речь идет о государственных ценных бумагах, она не является предметом данного преступления. Подделка выписок со счетов в ценных бумагах при наличии оснований должен квалифицироваться по ст. 366, а в случаях, когда такое подделка осуществляется с целью последующего завладения с их помощью чужим имуществом - также по ст.190.

Не является предметом данного преступления негосударственные ценные бумаги. Изготовление с целью сбыта, сбыт или использование иным образом поддельных негосударственных ценных бумаг следует квалифицировать по ст.224. Предметом этого преступления не признаются также жетоны или другие заменители денежных знаков, используемых в игорных заведениях, телефонах-автоматах, метро и т.д.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Украины, изготовление с целью сбыта или сбыт поддельных денежных знаков и государственных ценных бумаг, изъятых из оборота и имеют лишь коллекционную ценность, не содержат состава данного преступления. Очевидно, не следует считать преступлением, предусмотренным ст.199, и хранение, приобретение, перевозка, пересылка, ввоз в Украину названных предметов. Если такие действия направлены на завладение чужим имуществом путем сбыта подделок под видом подлинных денежных знаков или ценных бумаг, они должны квалифицироваться по ст. 190 как мошенничество.

Не могут квалифицироваться как преступление, предусмотренное ст. 199, указанные в ней операции с поддельными средствами доступа к банковским счетам (в частности, электронными или другими платежными картами, документами на перевод денежных средств). Эти действия при наличии оснований следует квалифицировать по ст. 200.

3. Объективная сторона преступления состоит в: 1) изготовлении, 2) хранении, 3) приобретении, 4) перевозке; 5) пересылке; 6) ввозе в Украину или 7) сбыте указанных выше предметов.

Под изготовлением понимаются действия, в результате которых создаются поддельные валюта, государственные ценные бумаги или билеты государственных лотерей. Способы такого изготовления могут быть разными (печатание типографским способом, рисование, ксерокопирование и т.д.) и значения для квалификации преступления по ст. 199 не имеют. Результатом изготовления является создание предметов, имеющих столь значительную внешнее сходство с настоящими денежными знаками, ценными бумагами или билетами государственных лотерей, это дает возможность сбыть их другим лицам, которым известно, как выглядят соответствующие подлинные предметы.

Изготовлением считаться как полная имитация денежного знака, государственной ценной бумаг или билетов государственной лотереи, так и существенная фальсификация тем или иным способом соответствующих подлинных предметов (например, существенная "переработка" денежных знаков для предоставления им вида имеющих большую стоимость, изменение внешнего вида изъятых из обращения денег с целью придать им сходство с теми, которые находятся в обращении), которая делает возможным достижение цели их сбыта и, по мнению виновного, в обычных условиях затрудняет или вовсе исключает выявления подделки.

При решении вопроса о наличии или отсутствии в действиях лица состава предусмотренного данной статьей преступления Пленум Верховного Суда Украины предлагает учитывать такие объективные и субъективные критерии оценки внешнего вида предметов по которым совершено эти действия: 1) художественное оформление денежного знака или государственной ценной бумаги, которое предусматривает определенную степень завершенности изображения, а именно: соответствующее орнамента и наличия основных реквизитов (портрет, барельеф, памятник) и их согласованность со словами и цифрами, которые определяют номинал денежного знака или государственной ценной бумаги, 2) качество воспроизведения, которая предусматривает такую ​​степень графической и цветовой точности изображения, который дает виновному лицу основания считать возможным пребывание изготовленных ею денег или государственных ценных бумаг во обращении.

Как изготовление следует квалифицировать и действия лица, намеренно приобрела поддельные деньги, государственные ценные бумаги или билеты государственных лотерей с целью их последующего сбыта и для предоставления им большего сходства с настоящими внесла в них дополнительные подделки, которые создавали возможность пребывания их в обращении.

Изготовление орудий, с помощью которых предполагается в будущем изготавливать фальшивые деньги, государственные ценные бумаги или билета государственных лотерей, следует квалифицировать как приготовление к совершению данного преступления.

Изготовление поддельных денежных знаков, которые в настоящее время не является средством платежа, не может рассматриваться как преступление, предусмотренное ст. 199. Если с помощью таких поддельных денежных знаков (например, поддельных серебряных или золотых монет, других денежных знаков, имеющих коллекционную ценность) виновный пытается обманным завладеть чужим имуществом, такие действия следует признавать мошенничеством и квалифицировать по ст. 190. Такую же правовую оценку должны получать случаи, когда подделки имеют лишь незначительную подобие настоящих (в т.ч. таких, которые не находятся в обращении) денежных знаков, ценных бумаг или билетов государственных лотерей, а потому не могут реально быть запущены в оборот, но с помощью их винный вводит в заблуждение отдельных граждан и завладевает в обмен на эти предметы их имуществом. В то же время изготовления предметов, внешне не имеют сходства с настоящими денег, ценных бумаг или билетов государственных лотерей и которые по этой причине невозможно сбыть, не является преступным деянием.

Проблематичным является вопрос о возможности изготовления поддельных государственных ценных бумаг, существующих в бездокументарной форме, т.е. в виде учетных записей на счетах в компьютерных базах данных, которые ведут хранители ценных бумаг. Существует мнение о том, что открытие фиктивного счета в ценных бумагах или внесение в существующий настоящего счета изменений, которые искажают смысл зафиксированной в нем информации, может считаться изготовлением поддельных государственных ценных бумаг. Однако поскольку бездокументарные ценные бумаги не существуют ни в "материальной" форме, ни в форме электронных документов, что исключает возможность воспроизведения их внешнего вида и создания таких фальсифицированных бездокументарных государственных ценных бумаг, которые были бы "подобными" к настоящим, а значит, исключается и возможность "изготовление" в том смысле, в каком это слово употребляется в данной статье. Случаи фальсификации компьютерной информации, в результате которых появляются ложные электронные записи, которые должны создать впечатление о наличии государственных ценных бумаг, которые в действительности не выпускались должным эмитентом, следует в зависимости от обстоятельств дела квалифицировать по статьям 361 или 364, а в случае направленности соответствующих действий на завладение чужим имуществом - также и по ст. 190.

Под хранением поддельной валюты, государственных ценных бумаг или билетов государственной лотереи следует понимать нахождение этих предметов непосредственно у виновного или в любом другом месте, где они находятся в распоряжении и под контролем виновного. Приобретением предметов этого преступления считается их возмездное или безвозмездное получение виновным от другого лица. Перевозкой этих предметов является перемещение их виновным с использованием любых транспортных средств. Пересылкой поддельных денег, государственных ценных бумаг или билетов государственной лотереи следует считать передачу или попытку передачи их другому лицу с использованием средств почтовой связи (в письмах, посылках, бандеролях, других почтовых отправлениях). Ввозом в Украину предметов рассматриваемого преступления следует считать их перемещения виновным лицом из-за границы на территорию Украины.

Сбытом поддельной валюты, государственных ценных бумаг или билетов государственной лотереи является их умышленное отчуждение как возмездное, так и бесплатное (использование как средства платежа, продажа, размен, обмен, дарение, передача взаймы или в счет покрытия долга, проигрыш в азартных играх и т.д.) .

Действия лица, сбыла иностранную валюту, в которой подделаны лишь цифровой номинал купюры, следует квалифицировать как мошенничество. В то же время изготовления такой купюры, как указано выше, следует считать преступлением, предусмотренным ст. 199.

Случаи, когда виновный результате успешного сбыта предметов преступления в обмен на них одержал чужое имущество, полностью охватываются составом данного преступления и дополнительной квалификации по другим статьям УК (в частности, по ст.190) не нуждаются.

4. Состав этого преступления является формальным. Преступление считается законченным с момента совершения любого из указанных в ч. 1 ст. 199 деяний. В случаях хранения соответствующих предметов преступление является оконченным с момента совершения тех первоначальных действий, вследствие которых возникает ситуация хранения.

5. Субъект преступления общий.

6. Его субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

Изготовление, хранение, приобретение, перевозка, пересылка, ввоз в Украину поддельной национальной валюты, иностранной валюты, государственных ценных бумаг или билетов государственной лотереи является преступным только если эти действия совершены с целью их дальнейшего сбыта.

7. Квалифицирующими признаками преступления (ч. 2 ст. 199) является совершение его: 1) повторно, 2) по предварительному сговору группой лиц, 3) в крупном размере.

О понятии повторности и совершение преступления группой лиц по предварительному сговору см., соответственно, статьи 32 и 28 и комментарий к ст. 32, 28.

Преступление может квалифицироваться по ч. 2 ст. 199 как совершенное в крупном размере, если сумма подделки в двести и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан. Если предметом преступления является поддельные иностранные денежные знаки или государственные ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, для определения размера должно быть осуществлено их перечисления в национальную валюту Украины по курсу Национального банка Украины, действовавшему на момент совершения преступления.

8. Особенно квалифицирующими признаками преступления есть совершение его: 1) организованной группой; 2) в особо крупном размере.

О понятии организованной группы см. ст. 28 и комментарий к ней. Совершение этого преступления в особо крупном размере имеет место тогда, когда сумма подделки составляет четыреста и более необлагаемых минимумов доходов граждан.

Установление наличия большого или особо крупного размера качестве квалифицирующих признаков данного преступления должно осуществляться исходя из размера (денежного значения) необлагаемого минимума доходов граждан. Согласно законодательству, этот размер должен равняться размеру налоговой социальной льготы, который действовал на момент совершения преступления, и определяется по правилам, установленным Законом "О налоге с доходов физических лиц". Дальнейшее изменение критериев, по которым определяется (рассчитывается) размер необлагаемого минимума доходов граждан (например, изменение размера налоговой социальной льготы), после совершения соответствующего преступления не является основанием для пересмотра вопроса о наличие в действиях виновного соответствующего квалифицирующего признака.

 



Создан 12 мая 2011



статистика посещений