тематический сайт посвященный практическому применению уголовного законодательства Украины

Статья 213. Нарушение порядка осуществления операций с металлоломом

Статья 213. и комментарий



Статья 213. Нарушение порядка осуществления операций с металлоломом 

1. Осуществление операций с ломом цветных и черных металлов без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии), получение которого предусмотрено законодательством, или предоставление помещений и сооружений для размещения незаконных пунктов приема, хранения и сбыта металлолома, организация незаконных пунктов приема, хранения и сбыта металлолома - 

наказывается штрафом от ста до пятисот необлагаемых минимумов доходов граждан или общественными работами от ста до двухсот часов. 

2. Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные лицом, ранее судимым за преступление, предусмотренное этой статьей, - 

наказываются штрафом от пятисот до тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок до трех лет. 

1. Объект преступления - порядок осуществления операций с металлоломом как разновидности хозяйственной деятельности. 

2. Предметом преступления являются: 1) металлолом, 2) помещения и сооружения, в которых располагаются незаконные пункты приема, хранения и сбыта металлолома, 3) указанные незаконные пункты. 

Металлолом - это непригодные для прямого использования изделия или части изделий, которые по решению собственника утратили эксплуатационную ценность вследствие физического или морального износа и содержат в себе черные или цветные металлы или их сплавы, а также изделия из металла, имеющие неисправимый брак, остатки от черных и цветных металлов и их сплавов. 

Для квалификации деяния по ст. 213 не имеет значения то, с каким именно металлоломом - бытовым или промышленным - осуществляются операции вопреки установленному порядку. 

К помещений и сооружений, в которых располагаются незаконные пункты приема, хранения и сбыта металлолома, относятся, например, дома, квартиры, гаражи, цеха, склады, другие обособленные помещения и здания как народнохозяйственного, так и бытового назначения. 

Незаконный пункт приема, хранения и сбыта металлолома - это место, на базе которого фактически производятся неразрешенные операции по заготовке и переработке лома черных и / или цветных металлов. Незаконные приемные пункты могут иметь весовое, ломоперерабатывающее и другое соответствующее оборудование, работников, которые его обслуживают, помещения или участка, где металлолом сохраняется. 

3. С объективной стороны преступление проявляется в трех формах: 

1) осуществление операций с ломом цветных и черных металлов без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии), получение которого предусмотрено законодательством; 

2) предоставление помещений и сооружений для размещения незаконных пунктов приема, хранения и сбыта металлолома; 

3) организация незаконных пунктов приема, хранения и сбыта металлолома. 

К операциям с металлоломом относится заготовка, переработка и металлургическая переработка лома черных или цветных металлов. 

Под заготовкой металлолома нужно понимать деятельность, связанную со сбором, покупкой, хранением и реализацией металлолома юридическими или физическими лицами - субъектами предпринимательской деятельности, осуществляющих операции с металлоломом. Сбор металлолома - это деятельность физических или юридических лиц, связанная с перемещением металлолома от места его образования или пребывания в территории расположения специализированных или специализированных металлургических перерабатывающих предприятий и их приемных пунктов. В плане ответственности по ст. 213 сбору металлолома может заключаться, в частности, в его перемещении к незаконных пунктов приема, хранения и сбыта металлолома. 

Переработкой металлолома признается деятельность, связанная с доведением металлолома путем сортировки, прессования, пакетирования, дробления, резки до состояния, соответствующего установленным стандартам, нормам и правилам, а также изъятие металлической составляющей из шлаков металлургической переработки черных и цветных металлов и их сплавов. Покупка и / или реализация металлолома - это деятельность, связанная с передачей права собственности на металлолом другому владельцу в обмен на эквивалентную сумму средств или долговых обязательств. Во металлургической переработкой металлолома цветных металлов нужно понимать переплавку металлолома в металлургических агрегатах с использованием дополнительных материалов и особых технологических режимов с целью изменения структуры металла, доведение его химического состава до параметров, соответствующих требованиям стандартов, и получения легированной стали, соответствующих марок цветных металлов и их сплавов с определенными технологическими и эксплуатационными свойствами. 

О понятии совершения операций без государственной регистрации см.комментарий к ст. 202. 

Операции с металлоломом осуществляются только специализированными предприятиями, а также их приемными пунктами после получения соответствующих разрешений (лицензий). Закон предусматривает лицензирование только трех видов операций с металлоломом - его заготовки, переработки и металлургической переработки. С учетом того, что сбор, покупка и реализация металлолома являются разновидностями его заготовке, эти операции с ломом цветных или черных металлов также подлежат лицензированию. Если предприятие, получив в установленном порядке на проведение определенных операций с металлоломом, осуществляет связанную с металлоломом деятельность, которая не указана в выданной лицензии, но в соответствии с законодательством требует лицензирования, совершенное также квалифицироваться по ст. 213. 

Лицензированию не подлежит деятельность физических лиц, связанная со сбором и реализацией бытового лома черных и цветных металлов, а также деятельность физических лиц - субъектов предпринимательской деятельности и юридических лиц, связанная со сбором и реализацией промышленного лома черных и цветных металлов, образовавшийся в результате их деятельности. Вместе сбор и реализация бытового металлолома, осуществляемые физическим лицом, которое не зарегистрировано как субъект предпринимательства, если такая деятельность фактически является предпринимательской, содержит признаки рассматриваемого состава преступления. В этом случае имеет место осуществление операций с металлоломом без государственной регистрации, является основанием привлечения виновного к ответственности по ст. 213 независимо от соблюдения ограничений, связанных с лицензированием такого вида предпринимательства. 

Осуществление деятельности по заготовке, переработке, металлургической переработке металлолома по адресам, которые не внесены в лицензии или ее копии, выдает Минпромполитики, не разрешается. Однако осуществление указанных операций с металлоломом не может рассматриваться как деятельность вообще без специального разрешения (лицензии), как этого требует диспозиция ч. 1 ст. 213. Такие действия следует квалифицировать по ст. 16410 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 7 декабря 1984 как нарушение законодательства, регулирующего осуществление операций с металлоломом, а при наличии к тому оснований - по ч. 1 ст. 202 как осуществление хозяйственной деятельности с нарушением условий лицензирования (при условии, что в содеянном не усматриваются признаки предусмотренного ч. 1 ст.213 организации незаконных пунктов приема, хранения и сбыта металлолома). При этом действия с металлоломом, которые сочетаются с сокрытием или занижением объекта налогообложения, могут образовывать преступное уклонение от уплаты налогов и сборов (обязательных платежей) и квалифицироваться по соответствующей части ст. 212. 

Совершение этого преступления в форме предоставления помещения и сооружения означает предоставление возможности одному или нескольким лицам использовать это помещение или сооружение на возмездной или безвозмездной основе для размещения незаконного приемного пункта металлолома и для осуществления в нем операций с ломом цветных и черных металлов с нарушением установленного порядка или для сбор металлолома. 

Организация незаконной пункта приема, хранения и сбыта металлолома - это совершение действий, направленных на создание такого приемного пункта, на создание условий, необходимых для его нормального функционирования (подыскивания соответствующих помещений, приобретение необходимого оборудования, поиск и прием на работу персонала, обеспечение средствами, разработка и проведения конспиративных мероприятий и т.д.). 

По законодательству только специализированные и специализированные металлургические перерабатывающие предприятия имеют право открывать приемные пункты, осуществляющие операции с металлоломом. Открытие приемных пунктов специализированными предприятиями с нарушением при этом установленных технических требований (например, без специальным образом оборудованных земельных участков соответствующей площади или без оборудования и оборудования по перечню, определенному Минпромполитики), является нарушением условий лицензирования (ст. 16410 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 7 Декабрь 1984), которое при наличии к тому оснований может квалифицироваться как преступление (ч. 1 ст.202). 

Не уголовную ответственность на основании ст. 213, а, по общему правилу, административную ответственность должны тянуть такие действия, которые могут иметь место на действующих на основании полученных лицензий или их копий специализированных предприятиях и их приемных пунктах: прием металлолома от физических лиц без проверки у них документа, удостоверяющего личность, или без оформления акта приемки с указанием данных этого документа и описанием металлолома; прием промышленного лома у физических лиц, не являющихся субъектами предпринимательства; прием металлолома от юридических лиц без оформления соответствующего акта, привлечение к операциям по промышленным металлоломом лиц в возрасте до 18 лет ; проведения наличных расчетов при осуществлении операций с промышленным металлоломом т.д.Указанные действия как такие, которые связаны с нарушением условий лицензирования соответствующей хозяйственной деятельности, при наличии к тому оснований могут квалифицироваться по ч. 1 ст. 202. 

Преступление считается законченным с момента совершения одного из трех действий, которые альтернативно составляют его объективную сторону. В случае сочетания таких действий это обстоятельство влияет на объем обвинения и должен отображаться в процессуальных документах. Организацию незаконных пунктов приема, хранения и сбыта металлолома признается оконченным преступлением с момента такой пункт был фактически создан (организованный). 

Заготовка металлолома, которым выступает имущество, заведомо от преступлений, образует совокупность преступлений, предусмотренных статьями 213 и 198 (при отсутствии признаков легализации преступных доходов - см. комментарий к ст.209). Прикрытие безлицензионной деятельности с металлоломом посредством использования поддельных документов (например, фальсифицированных соглашений между предприятием, имеющим лицензию, и заготовителем, актов обследования местными государственными администрациями) требует дополнительной квалификации по ст. 358 или ст. 366.Связан с перемещением через таможенную границу Украины незаконный экспорт или импорт металлолома может образовывать совокупность преступлений, предусмотренных статьями 201 и 213. 

Причинение в результате нарушения порядка осуществления операций с металлоломом общественно опасных последствий, например, значительного имущественного ущерба, временного прекращения деятельности предприятия, учреждения или организации, прерывание поставок электроэнергии или теплоносителей, разукомплектования техники, причинение вреда здоровью людей или природной окружающей среде должен учитываться при назначении наказания. При наличии к этому оснований причинения указанных вредных последствий может получать самостоятельную уголовно-правовую оценку, например, по статьям Уголовного кодекса об ответственности за преступления против окружающей среды (в частности, статьями 239, 240, 242). 

4. Субъект преступления общий. Это могут быть, в частности, работники специализированных металлургических перерабатывающих предприятий или их приемных пунктов, осуществляющих операции с металлоломом без специального разрешения (лицензии) либо на основании просроченной, аннулированной или приостановленной лицензии. 

Действия соисполнителей преступления следует квалифицировать по ст. 213 и в случае распределения ролей между ними. Например, одни участники уголовно наказуемых операций с металлоломом занимаются его сбором, другие - транспортировкой, третьи - реализацией т.д. 

5. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. При этом умыслом лица, виновного в совершении операций с металлоломом без специального разрешения, имеет охватываться осознание того, что эти операции по закону подлежат лицензированию, а умыслом виновного в предоставлении помещений и сооружений для размещения незаконных пунктов приема, хранения и сбыта металлолома, предоставленные им помещения или сооружения используются именно для совершения противоправных действий с металлоломом.

6. Квалифицирующим признаком преступления (ч. 2 ст. 213) является совершение его лицом, ранее судимым за преступление, предусмотренное настоящей статьей.О понятии судимости см. ст. 88 и комментарий к ней.



Создан 12 мая 2011



статистика посещений